Ссылка на источник материала: http://scraphouse.ru/index.php Автор статьи: Marina Ссылка на статью: http://scraphouse.ru/beginners-scrapbooking/monotype-that.html «Монотипией, как правило, занимаются художники, верящие в чудо…»
Арина Даур
Монотипи́я (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — это вид печатной графики.
Если
просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание... вероятно,
можно найти много ещё словесных аналогов. Но главное - это
художественное произведение, выполненное за один приём!
Первыми
монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы
отпечатков своих рук на стенах пещер... Лик Христа на плащанице — тоже
своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов
монотипии в природе...
В
современной художественной жизни монотипия относится к графической
технике. Многие мастера графики экспериментировали в этой технике. Но
зачастую к ней, как к отдельно взятой технике, относятся, как к чему-то
несерьезному!
На
гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна
пропускать воду) делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху
накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается
оттиск в зеркальном отображении.
При внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые
возможности с приятным элементом свободы и ожидания того
непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в
этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказуемостью
вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Для
произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость
цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне
сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в.,
однако распространение получила только в конце 19 в. Среди наиболее
известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670),
англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917),
соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).
При
этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла
(листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист
бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с
необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на
оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати
выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической
привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем
немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она
довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.
|